На номера автомобилей мы уже практически не обращаем внимания. Однако их историю в России наверняка бы хотели узнать многие люди. Стоит отметить, что регистрационные знаки царские власти ввели еще для конных экипажей. Это было нужно для «поголовного» учета извозчиков, а учет стал необходим, когда на конные повозки ввели налоги. То есть, транспортный налог придумали еще до распространения автомобилей!
Первые автомобильные номера учредили еще в 1904 г. Единый стандарт еще отсутствовал, поэтому металлические таблички обладали произвольными размерами и расцветками. Прикрепляли их, что удивительно, не специальными болтами для крепления номера, а помощи веревок, к оси транспортного средства при. Номера гремели при движении и частенько отваливались. Ну да ладно, первый блин обычно комом… Вскоре крепить таблички было приказано на корпуса самодвижущихся экипажей.
Шло время, царская России превратилась в СССР. Властям нового государства, видимо, было как-то не до номеров, потому что единый стандарт на них они ввели лишь в 1932 г. Госномер представлял собой белую табличку с нанесенной на нее буквенно-цифровой композиции. Стоит отметить, что на Ролс-Ройсе Ленина номер стоял самый обычный, не блатной. Спустя пару лет была введена совершенно иная форма регистрационных знаков. Фон стал черным, а символы – напротив – белыми.
После Великой Отечественной жизнь Страны Советов кардинально поменялась, а вместе с нею эволюционировали и номера. Буквы с цифрами, правда, остались черными, а вот фон пожелтел. Заметим, что на этот раз буквы сделали меньше цифр – впервые за всю историю автомобильных номеров в российском государстве.
Наносились цифры с буквами в разных местах металлической таблички. На переднем знаке им отвели верхний левый угол, а на заднем их расположили четко посередине. Старые номерные знаки выдавались только на машины дипломатов зарубежных государств. Кстати, столичные машины щеголяли лишь с задними номерными табличками.
С 1959 г. старый образец – символы белые, а фон чёрный – вернулся вновь. Из-за волокиты в ГАИ в некоторых далеких субъектах замена желтых номеров произошла лишь в 1965 г. На машине иностранного дипломата появился код государства – первая пара чисел. Фон также был белым, надпись – черной. Образец 1965 г. просуществовал до 1982-го. Номера пришлось вновь сменить согласно требованиям Конвенции «О дорожном движении», которую еще в 1968 г. приняло международное сообщество.
Белый фон предписывалось делать светоотражающим. Буквенно-цифровая комбинация теперь заканчивалась двумя буквами, указывающими на регион: Курская область обозначалась КУ, Новосибирская – НБ и т.п. В срочном порядке менять черные номера никто не принуждал, поэтому они все еще встречаются на стареньких Москвичах, Копейках, мотоциклах и другом транспорте.
Привычный нам сегодня номерной знак легкового авто появился в 1993 году. Буква-три цифры-две буквы – такова теперешняя комбинация. Каждому российскому субъекту присвоили свой код, который прописали на табличке в специально отграниченном поле. Там же разместили слово «RUS» и маленькое изображение триколора. Буквы на номерах изображаются только те, что понятны иностранцам (нашу Р они воспринимают как свою P, Т как T и т.п.). Нарекания на эти номера есть, но за границей их теперь стали любить, поскольку схема максимально приблизилась к международным стандартам.
Вот такие вот они, автомобильные номера.